
Камеры выйдут на охоту
Представьте: вы едете по делам, а дорожная камера фиксирует не только скорость, но и отсутствие страховки. Уже с 1 ноября 2025 года это станет реальностью. Система автоматического выявления водителей без полиса ОСАГО заработает по всей России. Фиксация будет происходить с помощью камер, а штрафы — приходить в автоматическом режиме без участия инспекторов ГИБДД.
Технически реализовать это несложно. Все данные уже есть в общих базах, пояснила автоюрист Екатерина Соловьева. Камеры сверят госномер автомобиля с базой Российского союза автостраховщиков (РСА). Если полиса нет или он просрочен — система оформит штраф. Для страховых компаний это выгодно: водителей вынудят оформлять полисы.
«Часть средств от штрафов, возможно, страховщики будут направлять в дорожные фонды. Здесь есть и плюс для водителей. Если произойдет ошибка, оспорить такой штраф будет крайне просто: достаточно предоставить действующий полис», — отмечает автоюрист Екатерина Соловьева.
Сколько придется заплатить
Штрафы за езду без ОСАГО теперь варьируются от 500 до 5000 рублей. Все зависит от ситуации. Минимальный штраф в 500 рублей ждет тех, кто просто забыл полис дома или не вписан в страховку. А вот за полное отсутствие полиса или подделку документа впервые оштрафуют на 800 рублей.
Повторное нарушение в течение года обойдется уже в 3000–5000 рублей. До 2025 года штраф был символическим — всего 800 рублей независимо от частоты нарушений. Инициативу об ужесточении выдвинули депутаты Кабардино-Балкарии. Они аргументировали это тем, что водителям было проще платить штраф, чем покупать полис.
Важный нюанс: штраф выпишут именно водителю, а не собственнику автомобиля. Даже если хозяин машины сидит рядом на пассажирском сиденье.
Как часто можно получить штраф
Сейчас инспектор ГИБДД может оштрафовать вас при каждой остановке — хоть десять раз за день. Но с повышением размеров штрафов планируется ввести лимит: не более одного взыскания в сутки. Это касается и автоматической фиксации.
Первое время, после запуска системы 1 ноября, водителям, скорее всего, будут приходить не штрафы, а предупреждения через «Госуслуги». Это своего рода тестовый период, чтобы дать людям возможность адаптироваться.
«По поручению президента России Владимира Путина проверка ОСАГО по камерам должна заработать с 1 ноября 2025 года. Первое время водителям будут направлять предупреждения на Госуслугах, а не выписывать штрафы».
Что делать, если штраф пришел по ошибке
Оспорить штраф за отсутствие ОСАГО достаточно просто. У водителя есть 10 дней с момента получения постановления, чтобы подать жалобу. Ее нужно направить в то подразделение ГИБДД, которое выписало штраф.
В жалобе обязательно укажите ФИО и должность адресата, номер постановления, данные инспектора и прошение об отмене штрафа. К ним приложите доказательства — например, скан действующего полиса ОСАГО на момент нарушения. Передать заявление можно лично или заказным письмом.
Если решение ГИБДД вас не устроит, можно обратиться в суд. Но на практике, если полис был оформлен и действовал, вопрос решится уже на этапе рассмотрения жалобы в автоинспекции.
Чем рискует водитель без ОСАГО
Штраф — это еще цветочки. Главная опасность езды без страховки — финансовые риски при ДТП. Если вы стали виновником аварии, весь ущерб придется возмещать из своего кармана. А это легко может достичь сотен тысяч рублей.
Полис ОСАГО покрывает до 400 тысяч рублей за ущерб имуществу и до 500 тысяч — за вред жизни и здоровью. Без него вы остаетесь один на один с пострадавшими, их ремонтными счетами и, возможно, исками. При серьезных последствиях дело может дойти даже до уголовной ответственности, особенно если использовался поддельный документ.
С 1 марта 2025 года отменен и льготный период в 10 дней после покупки автомобиля. Теперь штраф могут выписать даже если вы поехали из салона за страховкой на еще не застрахованной машине.
Кому можно не страховать ответственность
Есть лишь два случая, когда ОСАГО не требуется. Первый — если максимальная конструктивная скорость транспортного средства не превышает 20 км/ч (например, некоторые мопеды). Второй — если автомобиль не используется на дорогах общего пользования и, например, годами стоит в гараже.
Для всех остальных оформление полиса обязательно. Причем не важно, физическое вы лицо, индивидуальный предприниматель или компания. Штрафы для юрлиц такие же, как и для физлиц. Правда, скидку в 25% при оплате в течение 20 дней для них не предусмотрели.
Отдельная история — такси и коммерческие перевозчики. Им кроме ОСАГО нужно оформлять еще и полис ОСГОП (ответственность перевозчика перед пассажирами). За его отсутствие штрафы уже серьезнее: от 40 до 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 500 тысяч до 1 миллиона — для юридических.
Дорогая страховка — не оправдание
Стоимость полисов ОСАГО в 2025 году растет. В среднем — на 15% из-за расширения тарифного коридора. Сильнее всего подорожание ударит по владельцам мотоциклов: для них страховка поднимется на 40%.
В регионах, где фиксируют много мошеннических схем, Центробанк еще в августе планировал двукратное повышение стоимости. Но даже это не освобождает от обязанности иметь страховку. Аргумент «дорого» инспектор не примет.
Для начинающих водителей полис тоже будет стоить значительно дороже. Виной тому — базовые коэффициенты КБМ (бонус-малус) и КВС (возраст-стаж), которые изначально максимальны и снижаются только со временем при безаварийной езде.
Как подготовиться к нововведению
- Проверьте актуальность своего полиса. Сделать это можно на сайте РСА, введя VIN или госномер автомобиля.
- Храните электронную копию полиса в телефоне. Или хотя бы распечатанную версию с QR-кодом. Этого достаточно для предъявления инспектору.
- Не тяните с оформлением после покупки авто. Льготных 10 дней больше нет. Штраф могут выписать сразу.
- Подпишитесь на уведомления. Некоторые сервисы и страховые компании предлагают напоминания об окончании срока действия полиса.
Система автоматического контроля — это не только карательный механизм, но и стимул быть ответственнее. И да, возможно, часть денег со штрафов пойдет на ремонт дорог. Но проверить это нам, простым водителям, вряд ли удастся.
