Забастовка таксистов в Наро-Фоминске. Разбираем экономику поездки и ищем виноватых

За 8 минут — 700 рублей. Водителю — 400. Кто получает остальное и почему цены только растут? Считаем вместе.

Забастовка таксистов в Наро-Фоминске: причины и расчеты. Фото: Типичный Наро-Фоминск / Телеграмм
Фото: Типичный Наро-Фоминск / Телеграмм

Ранним утром у ТЦ «Каравай» в Наро-Фоминске собрались десятки таксистов. Они вышли на стихийную забастовку, требуя пересмотреть тарифы. «На топливо не хватает!» — кричат водители. В это время пассажиры не смогли уехать по делам, а те, кто вызвал машину ранее, шокированы ценами. К слову пост в соцсети стал самым обсуждаемым среди населения.

«За 5 км 500 рублей — это низкие тарифы? У нас не Москва!» — пишет в соцсетях местная жительница. Ее поддержали многие: люди не понимают, почему короткая поездка обходится так дорого. Особенно на фоне сообщений о том, что в Красноярске-миллионнике поездка на 45 км стоит 1300 рублей.

Системная проблема Подмосковья

Конфликт в Наро-Фоминске — не первый в регионе. Всего несколько месяцев назад таксисты Сергиева Посада устроили аналогичную акцию протеста. Они жаловались на низкие тарифы и высокую комиссию агрегаторов. Тогда проблему удалось частично урегулировать, но коренного решения так и не нашли.

Чтобы понять корень конфликта, нужно разобрать экономику одной поездки.

Реальный заработок водителя — это не сумма, которую видит пассажир в приложении. Это то, что остается после вычета многочисленных расходов. Вот как выглядит финансовая картина для разных сценариев работы в Подмосковье.

Сценарий

Выручка (день/месяц)

Основные расходы

Чистый доход

Примечания

Подмосковье, своя машина («Комфорт»)

6 000 руб./день (150 000 руб./мес.)

Топливо (18 000 руб./мес.), комиссия агрегатора 20% (30 000 руб./мес.), налог 4% (6 000 руб./мес.), амортизация (5 000 руб./мес.)

≈ 82 000 руб./мес.

Водитель из Мытищ, 10 часов/день, 6 дней/неделю. Чистый доход — около 3 400 руб. за смену.

Подмосковье, своя машина (неполный день)

14 000 руб./неделю

Учитываются топливо, комиссия и налоги ≈ 30 000 руб./мес.

≈ 30 000 руб./мес.

Водитель из Одинцово, работа только по вечерам и выходным (20 часов/неделю).

Москва, аренда авто («Комфорт»)

12 500 руб./день

Комиссия 25% (2 750 руб.), топливо (3 000 руб.), аренда (предположительно 2 000 — 2 500 руб./день)

≈ 4 750 — 5 250 руб./день (на руки)

Расчет за один день. После вычета аренды и других расходов чистый заработок составляет около 30-40% от выручки.

Экономика одной поездки

Разберем на примере заказа в Наро-Фоминске стоимостью 1000 рублей — именно столько может стоить поездка из отдаленного района в центр города.

Пассажир платит 1000 рублей. Но водитель видит на экране только 600-800 рублей. Куда деваются остальные? Первым делом агрегатор забирает свою комиссию — от 20% до 25%. Это 200-250 рублей. Далее следует налог — 4% для самозанятых (40 рублей). Если машина арендована, за смену нужно отдать 2000-2500 рублей. При 10-15 поездках в день это еще 150-200 рублей с заказа.

Теперь посчитаем расходы на топливо. При среднем расходе 10 л/100 км и стоимости бензина 55 рублей/литр, поездка на 5 км обойдется в 27-30 рублей. Добавим амортизацию автомобиля, страховку, техобслуживание — еще 50-70 рублей с поездки.

Из исходной 1000 рублей после всех вычетов у таксиста остается 400-500 рублей чистыми. И это в лучшем случае. При коротких заказах (200-300 рублей) доход может быть и вовсе символическим.

«Цены только с утра нормальные на 2 часа и всё. А работаем весь день», — поясняет водитель Семён Г. Именно поэтому таксисты вынуждены работать по 10-12 часов, чтобы обеспечить себе приемлемый заработок.

Где деньги? Роль агрегаторов и системные проблемы

Расчеты наглядно показывают, почему даже при высокой стоимости поездки для пассажира на руки у водителя остается не так много. Основные статьи расходов съедают львиную долю выручки.

  • Комиссия агрегаторов
    Это основная статья расходов. Сервисы взимают от 18% до 25% от стоимости каждой поездки. С учетом НДС итоговая комиссия может достигать 22–29%, что подтверждают комментарии водителей в соцсетях. Если водитель работает через таксопарк, комиссия может быть еще выше.
  • Налоги
    С февраля 2025 года «Яндекс Такси» автоматически удерживает налог на профессиональный доход (НПД) за самозанятых водителей. Ставка составляет 4% при работе с физлицами или 6% — с юрлицами.
  • Другие расходы
    Помимо этого, водитель несет затраты на топливо, аренду автомобиля (если он не свой), техническое обслуживание, мойку, ремонт и амортизацию машины.

Мнение экспертов о доходах таксистов и роли агрегаторов

Исследование Высшей школы экономики (ВШЭ) от 2020 года выявило парадокс: агрегаторы в разы увеличили рынок такси, но при этом резко сократили доходы водителей.

  • Снижение доходов
    С 2012 по 2019 год средний доход таксиста в Москве за день сократился с 3937 рублей до 1382 рублей, то есть упал на 71.6%. Доля дохода водителя в структуре выручки за поездку снизилась с 72% до 23%.
  • Рост расходов
    Основными статьями расходов стали комиссии агрегаторов и аренда автомобиля, которые выросли в 3,5 раза.
  • Качество услуг и безопасность
    Как отмечала автор исследования ВШЭ Ляйля Синятуллина, снижение доходов привело к увеличению продолжительности рабочего дня, что повышает утомляемость водителя и вероятность ДТП. С последствиями быстрого роста рынка (авариями, конфликтами) после появления агрегаторов сталкивались 53% опрошенных пассажиров.

Позиция агрегаторов отличается от выводов исследователей. Представители сервисов утверждают, технологии позволили сделать такси доступнее, сократив время подачи машин и холостой пробег. Они также указывают, что агрегаторы создали новый сценарий работы — возможность подработки, для которой такси не является основным источником дохода.

Грядущий шок: закон о локализации такси

Отрасль ждут новые испытания, которые могут усугубить конфликт между водителями и пассажирами. С 1 марта 2026 года вступает в силу закон о локализации автомобилей для такси. Новые правила требуют, чтобы автомобиль либо имел российскую сборку, либо состоял преимущественно из отечественных комплектующих.

Это может привести к массовому уходу с рынка до 200 тысяч водителей (около 20% от общего числа), чьи машины не соответствуют требованиям. По оценкам экспертов, снижение предложения на фоне стабильного спроса неизбежно приведет к дальнейшему росту тарифов для пассажиров — на 20-30% в 2026-2027 годах. Это создает замкнутый круг: пассажиры и так жалуются на высокие цены, а водители — на низкие доходы, но система готовит новый виток удорожания.

Эксперты НИУ ВШЭ оценили потенциальные потери федерального бюджета из-за ухода водителей в «теневой» сектор и снижения налоговых поступлений в 350 млрд рублей за три года.

Почему злятся пассажиры?

Жители округа видят другую сторону медали. «Хотите повышения тарифов? Содержите тогда машины в нормальном состоянии. В некоторые даже невозможно сесть от запаха», — возмущается Виктория.

Многие готовы платить, но требуют качественного сервиса: чистый салон, вежливое общение, отсутствие посторонних запахов. Также пассажиров раздражает динамическое ценообразование — утром, когда все спешат на работу, цены взлетают в 2-3 раза.

Что делать?

Ситуация патовая. Водители не могут работать в убыток. Пассажиры отказываются платить больше. Агрегаторы не хотят снижать комиссию. Выход только один — наладить диалог между всеми сторонами.

Возможно, местным властям стоит выступить медиатором в этом конфликте. Ведь отсутствие доступного такси — это удар по транспортной системе всего округа. Особенно учитывая нестабильную работу общественного транспорта.

Пока же жители, как Надежда, в отчаянии: «Да может нам им всем устроить забастовку? И недельку хоть вообще от них отказаться?» Риторический вопрос, который показывает — все устали от этой войны тарифов.

guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Все комментарии
Последнее