Питбайки — легкие мини-мотоциклы без фар, зеркал и поворотников — заполонили российские города. Родители охотно дарят их детям: цена стартует от 30 тыс. рублей, права не нужны, а эмоции — «зашкаливают». Но статистика ГИБДД звучит как приговор: за первое полугодие 2025 года зафиксировано 288 ДТП с участием несовершеннолетних на питбайках. Погибли 10 детей, 235 получили ранения. Продажи такой техники выросли втрое — с 5 до 15 тыс. единиц.
Почему питбайки так опасны?
Питбайки созданы для треков, но выезжают на дороги. Управляют ими подростки без опыта и знаний ПДД. При этом мощность отдельных моделей достигает 50 л. с. — как у полноценных мотоциклов. Результат — аварии с переломами, раздробленными ногами, угрозой ампутации. В НИИ неотложной детской хирургии в Москве одновременно лечат 5 подростков с травмами от питбайков. За лето таких пациентов набирается до 30.
Юридическая ловушка
Питбайки считаются «спортинвентарем», а не транспортом. У него нет ПТС — а значит, невозможно оформить регистрацию, страховку или права. Даже для моделей с двигателем >50 кубов (требующих по закону категории «А»). Инспекторы ДПС бессильны:
- Подростков до 16 лет нельзя привлечь к ответственности;
- Штрафы родителям за передачу руля — всего 30 тыс. рублей.
Что меняется?
- Запрет на дороги общего пользования. МВД разработало поправки в ПДД: за выезд на питбайке — штраф до 30 тыс. руб..
- Продажи только владельцам прав. В Госдуме готовят закон: купить питбайк смогут лишь те, у кого есть категория «А» или справка из мотошколы.
- Бензин — по паспорту. Регионы предлагают запретить продажу топлива несовершеннолетним.
Пока закона нет — ответственность на родителях. Покупая питбайк как «игрушку», они рискуют жизнью ребенка. Кататься безопасно можно только на закрытых трассах — в лесу, на спецполигонах, частных территориях. Всё остальное — игра в русскую рулетку на асфальте.
