Бензин в России бьёт рекорды: что творится на рынке и когда ждать снижения цен

Цены на топливо уходят в занос: сентябрь принесёт новый виток роста, а АИ-95 может достичь 78,50 рубля за литр. Почему правительственные меры не работают и кто виноват в этом подорожании?

Россиянам снова придётся раскошелиться на бензин. Уже в сентябре литр АИ-92 может подорожать до 72,10 рубля, а АИ-95 — до 78,50 рубля. И это не просто страшилки — это реальность, с которой столкнутся водители по всей стране.

Правительство ввело эмбарго на экспорт, но это похоже на попытку тушить пожар из лейки. Меры не срабатывают, ведь основная проблема — дефицит топлива внутри страны. Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) работают не в полную силу, а спрос только растёт.

Почему цены ползут вверх

Нефтеперерабатывающие заводы сократили производство. Плановые ремонты, перенесённые с весны на лето, совпали с пиком спроса. А ещё — атаки беспилотников на НПЗ, которые выводят их из строя на недели. Например, Рязанский, Новокуйбышевский и Саратовский НПЗ были повреждены, и их ремонт займёт около месяца.

«У участников рынка усиливаются опасения относительно стабильности снабжения. Биржевые цены отражают не только баланс спроса и предложения, но и ожидания, поэтому при рисках перебоев компании стараются закупиться впрок», — подтверждает управляющий партнер трейдера «Пролеум» Максим Дьяченко.

Сезонный фактор тоже играет роль. Лето — время отпусков и сельскохозяйственных работ, что традиционно увеличивает спрос на топливо. А в этом году добавился слабый рубль, который делает экспорт бензина более выгодным. Нефтяные компании предпочитают продавать топливо за рубеж, где платят больше.

Что делает правительство

Власти пытаются бороться с кризисом. С 30 июля по 31 августа действует полный запрет на экспорт бензина. Также рассматривается возможность повышения минимального объёма продаж топлива на бирже с 15% до 17%. Но пока эти меры не дали ожидаемого эффекта.

«После установления запрета на торгах на Петербургской бирже не наблюдается существенного увеличения предложения, в то время как сезонный спрос постепенно растёт», — отмечает вице-президент Российского топливного союза Ринат Фаттахов.

Эксперты сомневаются, что эти шаги смогут быстро стабилизировать рынок. Дефицит слишком серьёзен, а доверие участников рынка подорвано. К тому же, экспорт в «дружественные» страны по межправительственным соглашениям не останавливается, что создаёт дополнительные лазейки.

Региональный коллапс

В некоторых регионах проблемы уже стали очевидны. Крым, Приморский край и Забайкалье сообщают о нехватке топлива на АЗС. В Крыму бензин не успевают подвозить из-за логистических сложностей, а в Приморье люди берут с собой в дорогу канистры — такого не было с начала века.

В Краснокаменске, втором по численности городе Забайкальского края, АИ-95 отпускают только организациям из-за дефицита. Власти заверяют, что бензина достаточно, но его не успевают доставлять на заправки. Звучит как оправдание, не правда ли?

Когда ждать снижения цен

Прогнозы экспертов разделились. Одни считают, что цены уже достигли «локального максимума» и скоро начнут снижаться. Другие полагают, что ждать стабилизации стоит не раньше октября. Всё зависит от того, насколько быстро НПЗ восстановят работу и как поведёт себя спрос.

«Скорее всего, до снижения цен придётся подождать ещё минимум месяц. Стабилизация возможна к октябрю, когда вместе с отпускным сезоном завершится пиковый период спроса», — предполагает управляющий партнер консалтинговой фирмы NEFT Research Сергей Фролов.

Но есть и более пессимистичные сценарии. Источники Reuters не исключают, что в августе–сентябре в России будет наблюдаться физический дефицит бензина. Это может привести к банкротству небольших АЗС и ещё большему росту цен.

Что делать водителям

Советы простые, но действенные. Планируйте дальние поездки заранее и заправляйтесь там, где есть возможность. Отслеживайте акции на АЗС — некоторые сети предлагают повышенный кэшбэк. И проверьте техническое состояние автомобиля: исправный двигатель и правильное давление в шинах помогут снизить расход топлива на 5–7%.

Конечно, это не решит проблему в масштабах страны, но хотя бы немного сэкономит ваши деньги. А пока остаётся надеяться, что власти найдут способ остановить этот ценовой шторм.

Последнее