Не сдавшие ОГЭ смогут учиться на рабочих специальностях бесплатно

Госдума приняла закон о новой возможности для девятиклассников. С 2026 года они смогут получить профессию, пока готовятся к пересдаче экзамена.

Образование. Наро-Фоминский техникум

Представьте: ваш ребенок не сдал ОГЭ. Впереди — целый год ожидания пересдачи, переживания, потеря времени. Раньше он просто терялся в этом году, ничего не делая. Но теперь появился выход.

Госдума приняла закон, который меняет ситуацию: девятиклассники получат право бесплатно обучиться рабочей профессии, пока подготавливаются к пересдаче. Это не просто способ избежать скуки — это реальный шанс получить диплом о квалификации, который поможет найти работу, пока ребенок продолжает учебу.

Закон вступит в силу с 1 января 2026 года. Разберемся, что это значит для семей Наро-Фоминского округа и какие новые возможности открываются перед подростками.

Суть нового закона

18 ноября Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон о бесплатном профессиональном обучении для девятиклассников, не сдавших ОГЭ. За принятие проголосовали все 406 депутатов — единогласно. Документ вступит в силу 1 января 2026 года.​

Закон касается школьников, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации после девятого класса. Прежде они вынуждены были ждать пересдачи, часто теряя до года. Теперь параллельно с подготовкой к экзамену они смогут получить рабочую профессию с присвоением квалификации с первого по четвертый разряд.​

По оценке авторов законопроекта, ежегодно около трёх процентов школьников не сдают ОГЭ. Это серьезный удар по психике подростка. Новая возможность помогает не только скрасить время ожидания, но и заложить фундамент для будущей карьеры.​

Зачем это нужно: голос авторов закона

Виктория Абрамченко, заместитель председателя Госдумы и одна из авторов инициативы, связала закон с национальными приоритетами страны:

«Перед нами такую задачу поставил Президент. К 2029 году в стране потребуется около 70 процентов из всей кадровой потребности именно рабочих специальностей, то есть рабочих рук, востребованных экономикой нашей страны».​

Она подчеркнула главную цель:

«Таким образом, мы не потеряем ни одного ребенка — все ребята, которые хотят получить специальности, выучиться на востребованные профессии, смогут это сделать в региональных колледжах. Причем бесплатно, на бюджетной основе».​

Александр Толмачёв, ещё один автор закона, сделал акцент на психологическом аспекте:

«Мы не можем позволить, чтобы подросток чувствовал себя неудачником из-за одной несданной контрольной. У него должен быть шанс — и на профессию, и на аттестат».​

Вице-спикер Абрамченко согласилась: «Мы не потеряем ни одного ребенка».​

Один из депутатов заметил, что представления людей о колледжах устарели:

«Сегодня колледжи — совершенно иные учебные заведения: это не место, где делают табуретки. Ребята там обучаются уже и на виртуальных тренажерах, и программируют роботов. Очень высокий уровень образования в ведущих колледжах».​

Почему именно рабочие профессии

Депутаты ЛДПР отметили проблему, которая давно назрела на рынке труда:

«На рынок труда вышло огромное количество специалистов с высшим образованием, которые совершенно не нужны экономике. Они работают не по профилю, имея якобы образование, а порой даже не имея знаний — только диплом».​

Вывод очевиден: текущие меры — это «меры, продиктованные потребностями рынка труда, потребностями работодателей, потребностями экономики».​

Какие профессии доступны

Закон предусматривает обучение по профессиям рабочего и должностям служащего. В России существует более пяти тысяч таких профессий. Среди наиболее востребованных специалисты называют:​

  • электрики;
  • сварщики;
  • автомеханики;
  • плотники;
  • каменщики.​

Но перечень не ограничивается этим. Каждый регион самостоятельно определит, какие специальности войдут в программу обучения. Это означает, что в Московской области или Наро-Фоминском округе список может отличаться в зависимости от потребностей местного рынка труда.

Как будет работать на практике

Получение профессии — добровольная программа, не обязательная. Школьник и его родители сами решают, хотят ли они этим воспользоваться. Обучение полностью бесплатное.​

По окончании программы ученик получит свидетельство о профессии рабочего или должности служащего. Это реальный документ, который позволит трудоустроиться. Параллельно ребенок продолжит подготовку к пересдаче ОГЭ. Когда будет готов — пересдаст экзамены и получит аттестат об основном общем образовании.​

Итог: два документа об образовании — профессиональный и общеобразовательный. Значит, молодой человек не только завершил школьное образование, но и имеет подтвержденный навык, который можно сразу использовать на работе.

Кто определяет правила в регионах?

Роль региональных органов власти:​

  1. устанавливают, предоставляется ли эта возможность в регионе;
  2. формируют перечень профессий;
  3. выбирают образовательные организации, где будет проходить обучение (техникумы, колледжи, профильные лицеи);
  4. определяют порядок обучения и финансирования бюджетных мест;
  5. устанавливают отдельный порядок аттестации для получателей рабочих специальностей.

Получается условия в Наро-Фоминске и соседних муниципальных районах могут быть разные. Уточнять детали нужно будет в местных органах образования.

Почему закон важен: три главных аргумента
  • Второй шанс без потери времени. Раньше ребенок просто ждал возможности пересдать экзамен. Теперь он развивается, получает профессию, накапливает опыт.
  • Острая нехватка рабочих кадров. Как отметили авторы закона, экономика страны нуждается в квалифицированных электриках, сварщиках, водителях и других специалистах. К 2029 году потребность в рабочих кадрах составит 70 процентов всей кадровой потребности. Закон помогает восполнить этот пробел.​
  • Снижение психологической нагрузки. Как подчеркнул депутат Толмачёв, неудача в ОГЭ — это психологический стресс для подростка. Новая программа дает понимание, что это не конец света. У них есть другой путь, где они могут преуспеть.​

Что изменится с 1 января 2026 года

С этой даты вступают в силу поправки к федеральному закону «Об образовании». Региональные органы получат четкие полномочия организовать такое обучение. Однако каждый регион решит сам: использовать эту возможность или нет.​

В ближайшие недели власти субъектов федерации будут разрабатывать локальные регламенты. Областные министерства образования станут определять специальности, образовательные центры и правила. Школьникам, родителям и преподавателям стоит ждать уточняющей информации от местных органов образования — обычно они публикуют такие решения в начале календарного года.

Важно помнить

Это не кара и не унижение. Закон позволяет взглянуть на ситуацию иначе: неудача в экзамене может стать началом осознанного выбора профессии, а не просто повтором года.

Выбор остается за семьей. Никого не обязывают поступать в колледж. Хотите пересдавать ОГЭ дома — ваше право. Хотите получить профессию параллельно — тоже можно.

Программа, привязанная к пересдаче. Как только ребенок успешно пересдаст ОГЭ и получит аттестат, программа завершается. Если потом он захочет продолжить образование в этом направлении, то поступит в колледж уже как обычный абитуриент.

Что делать прямо сейчас

  1. Следите за информацией от местного Управления образования. Они должны опубликовать перечень доступных специальностей и организаций.
  2. Если у вас есть девятиклассник, переживающий из-за результатов ОГЭ, имейте в виду: с января 2026 года у него появится новый путь развития.
  3. Проконсультируйтесь с классным руководителем. Учитель может подсказать, какие профессии на местном рынке труда наиболее востребованы и перспективны.
Последнее