
Государственная Дума приняла закон, который разрешает властям Москвы вводить платные зоны для проезда автомобилей. Новые правила начнут действовать с 1 марта 2026 года. Конкретные границы зон, стоимость проезда и льготы определит правительство Москвы.
Поправки дают мэрии столицы право создавать платные зоны для повышения комфортности проживания граждан и улучшения санитарного состояния города. Власти смогут установить плату за въезд в центр, отдельные районы или на другие территории. Аналогичное право получила администрация федеральной территории «Сириус» в Сочи.
«Фактически теперь платным может стать въезд не только в центр или какие-то отдельные районы, но и в границы всей столицы. А почему бы и нет? Закон это не запрещает», — юрист Тимофей Кудрявцев о масштабности возможных мер.
Кудрявцев подчеркивает, столичные власти получили значительную свободу действий в определении не только границ платных зон, но и размера тарифов проезда и системы льгот.
Официальной целью закона названа борьба с пробками и улучшение экологической обстановки. В ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» пояснили, что нормы позволят урегулировать уже существующие системы, например, въезд в «Москва-Сити» и «Сколково», чётко разделив понятия платы за парковку и за въезд.
Однако, администрация не дала ответов на критические вопросы о том, как система будет работать для:
- Людей, приезжающих на работу из Московской области.
- Жителей соседних регионов, регулярно посещающих столицу.
- Мигрантов и людей без постоянной московской прописки.
Инициатива показывает резкую смену позиции городских властей. В 2014 году в мэрии заявляли, что разговоры о платном въезде «преждевременны». В 2019 году мэр Сергей Собянин утверждал, что платный въезд вводить не планируется. 11 лет назад он называл «вредной» идею о платном въезде в Москву. В 2020 году глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов также эту возможность исключал.
Сергей Собянин, 2014 год
Мэр Москвы«Это самые жесткие, в азиатском стиле меры, которые позволяют сдерживать рост трафика. Я считаю, что не всё для нас приемлемо. Невозможно в Москве ограничить покупку машин. В Москву едут из всех регионов, тогда надо вообще во всей стране прекращать покупку машин. Мы понимаем, что это абсолютно нереально, это абсурд»
Критики указывают на отсутствие публичного обсуждения важных поправок. Их внесли ко второму чтению в законопроект, изначально касавшийся статуса военных дорог. Остаются неясными потенциальные границы платных зон, что вызывает вопросы о возможном смещении пробок на прилегающие улицы.
Пока мэрия Москвы не представила подробного плана реализации новых полномочий. Ожидается, что конкретные решения по тарифам и границам зон объявят до 1 марта 2026 года, когда закон официально вступит в силу.
